ШЕВЫРЕВ Степан Петрович

ШЕВЫРЕВ Степан Петрович
(18(30). 10.1806, Саратов - 8(20).05.1864, Париж)
   литературный критик, поэт и публицист. Проф. Московского ун-та, с 1852 г. академик. Разрабатывал проблемы истории и философии искусства. Участие в кружке любомудров и их журн. «Московский вестник» определило романтическую направленность его мышления, сочетающуюся с определенным тяготением к славянофильский доктрине. Сотрудничая с Погодиным в «Москвитянине», Ш. стал одним из теоретиков «официальной народности». Духовная эволюция Ш. в определенной мере отражала разложение рус. романтической мысли. Начало и конец его общественной и литературно-критической деятельности весьма различны. Первыми работами Ш. в области философской эстетики были перевод кн. В. Г. Вакенродера (Об искусстве и художниках. Размышления отшельника, любителя изящного, изданные Л. Тиком. М., 1826) и ст. «Разговор о возможности найти единый закон для изящного» (Московский вестник. 1827. № 1). В этот период он критически относился к классицизму Лессинга и Винкельмана, к эстетике Гегеля и системе тождества Шеллинга. Гораздо ближе ему были философские идеи позднего Шеллинга, братьев Шлегелей и Жана-Поля (Рихтера). Сильное влияние на Ш., стремящегося примирить философию и религию, оказали взгляды Ф. Бааде-ра (Москвитянин. 1841. Ч. 3. № 6). При этом собственное миросозерцание Ш. стремился возвести к истокам рус. самосознания. В отличие от нем. философии, к-рая, «будучи заключительным плодом развития наук естественных, под личиной спиритуализма проповедовала материализм», рус. философия, писал Ш., «ведет начало свое не из области наук естественных, а из сферы познания духа, нераздельного с верой», отсюда на ней лежит обязанность и ей предоставлена возможность возвратить права миру духовному и истинное значение тем вечным идеям человечества, к-рые отдельные народы проявляют в произв. своего слова. «История Словесности может в этом отношении подать руку помощи Русской Философии и подготовить решение многих задач, предстоящих сей последней» (Ше-вырев С. П. История русской словесности. Спб., 1887. Ч. 1. С. IX–X). В своих историко-литературных и философско-эстетических трактатах «История поэзии» и «Теория поэзии в историческом развитии у древних и новых народов», основанных на «исторической Пиитике» - методе исторического исследования явлений искусства, Ш. высказал ряд принципов культурно-исторической и сравнительной школ литературоведения. Значимость собственно художественной стороны произв. искусства для него была невелика, т. к. она воспринималась им сугубо в качестве исторического факта, однопорядкового с явлениями идеологии, морали и религии. Помимо принципа или метода познания в основании философско-эстетической концепции Ш. лежали принцип народности, понятый в консервативном духе, и представление о религиозном и символическом характере искусства. Рус. словесность, считал он, не достигнет высот национального искусства, пока не будет создана национальная критика, основанная на глубоком изучении истории словесности. Развитие словесности, ее «движение вперед» обусловлено самой жизнью, но встречает противодействие науки и «предания», понимаемого им как наука толпы. Общую задачу искусства Ш. видел в восстановлении перед человеком в различных формах идеала красоты, чему способствует символизм и религиозность содержания произв. искусства. Ш. во многом способствовал утверждению эстетики как «философского наукоучения» об искусстве в форме синтетического единства литературной критики, теории и истории литературы. Одним из первых он указал на значимость древнерус. литературы, введя в период господства отвлеченной эстетики понятие «исторической Пиитики» и разработав своеобразный метод исторического исследования структуры художественных произв.
   С о ч.: О критике вообще и у нас в России // Московский наблюдатель. 1835. Ч. 1, кн. 1; Теория поэзии в историческом развитии у древних и новых народов. М., 1836; Христианская философия. Беседы Баадера // Москвитянин. 1841. Ч. 3. № 6; История русской словесности, преимущественно древней. М., 1846–1860. Т. 1,ч.
   Л и т.: Надеждин Н. И. История поэзии. Чтения адъюнкта Московского университета Степана Шевырева // Надеждин Н. И. Литературная критика. Эстетика. М., 1972; Манн Ю. В. Русская философская эстетика. М., \969; Абрамов А. И. Шевы-рев // История эстетической мысли. М., 1986. Т. 3.
   А. И. Абрамов

Русская Философия. Энциклопедия. . 2015.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ШЕВЫРЕВ Степан Петрович" в других словарях:

  • ШЕВЫРЕВ Степан Петрович — (1806 64) российский критик, историк литературы, поэт, академик Петербургской АН (1847). Стихи на философские и исторические темы. Работы по истории и теории русской поэзии. Вместе с М. П. Погодиным возглавлял журнал Москвитянин . Теоретик… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Шевырев Степан Петрович — Шевырев (Степан Петрович, 1806 1864) историк русской словесности, критик и поэт. Из дворян Саратовской губернии. В 1818 г. Ш. был отдан в московский университетский пансион; в это время здесь директором был Прокопович Антонский , а инспектором… …   Биографический словарь

  • ШЕВЫРЕВ Степан Петрович — (1806 1864) литературный критик, поэт и публицист. Проф. Московского ун та, с 1852 академик. Участие в философско литературном «Обществе любомудрия» и их жур. «Московский вестник» определило романтическую направленность мышления Ш., сочетавшуюся… …   Философская энциклопедия

  • Шевырев, Степан Петрович — профессор, историк русской словесности, критик, поэт. Родился в Саратове 18 го октября 1806 года в образованном дворянском семействе. Первоначальное воспитание получил в доме отца. Рано научился читать по русски, по церковнославянски, по… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Шевырев, Степан Петрович — Степан Петрович Шевырёв Дата рождения: 18 (30) октября 1806 Место рождения: Саратов, Российская империя Дата смерти: 8 (20) мая 1864 Место смерти: Париж, Франция Научная сфера: историк Альма матер: Благородный пансион при Московском университете …   Википедия

  • Шевырев Степан Петрович — Степан Петрович Шевырёв Дата рождения: 18 (30) октября 1806 Место рождения: Саратов, Российская империя Дата смерти: 8 (20) мая 1864 Место смерти: Париж, Франция Научная сфера: историк Альма матер: Благородный пансион при Московском университете …   Википедия

  • ШЕВЫРЕВ Степан Петрович — (18(30).10.1806, Саратов 8(20).05.1864, Париж) литературный критик, поэт и публицист. Проф. Московского ун та, с 1852 г. академик. Разрабатывал проблемы истории и философии искусства. Участие в кружке любомудров и их журн. Московский вестник… …   Русская философия: словарь

  • Шевырев Степан Петрович — (1806 1864) историк русской словесности, критик и поэт. Из дворян Саратовской губернии. В 1818 г. Ш. был отдан в московский университетский пансион; в это время здесь директором был Прокопович Антонский, а инспектором Ив. Ив. Давыдов, тогда еще… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Шевырев, Степан Петрович — (1806 1864) историк русской словесности, критик и поэт. Из дворян Саратовской губернии. В 1818 г. Ш. был отдан в московский университетский пансион; в это время здесь директором был Прокопович Антонский, а инспектором Ив. Ив. Давыдов, тогда еще… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ШЕВЫРЕВ Степан Петрович — (1806 64) рус. литературный критик, поэт и публицист, историк и теоретик иск ва. Нач. и конец общественной и творческой деятельности Ш. различны по своей идейно теоретической ориентации. Его духовная эволюция в определенной мере отразила… …   Эстетика: Словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»